12 ноября на сцене Государственного Кремлевского дворца состоится концерт группы "Браво", посвященный 25-летию коллектива. В интервью Стране.Ru лидер ансамбля Евгений Хавтан рассказал, что специальными гостями шоу станут первая вокалистка группы Жанна Агузарова, Юрий Башмет и камерный ансамбль "Солисты Москвы". А также о новом альбоме и собственных экспериментах в рок-музыке.
- Женя, вы запланировали юбилейные концерты только в Питере и в Москве? Или группа "Браво" выступит где-то еще?
- Мы планируем где-то ближе к Новому году Киев, очевидно, будет Екатеринбург и, возможно, еще 5-6 городов.
- Это решение вызвано экономическим кризисом? Я знаю, что у многих групп сейчас "слетают" концерты.
- Нет, это не вызвано экономическим кризисом, просто в большие туры давно уже никто не ездит. Так что мы решили выступить только в нескольких городах, которые нам дороги. Не думаю, что кризис каким-то особенным образом повлияет на наши выступления, потому что это кассовые концерты, а не спонсорские. В Питере мы играли в БКЗ, а 12 ноября в Москве играем в Кремле.
- Я знаю, что на концерт в Питер вы приглашали Жанну Агузарову, а в московском концерте Москве привет участие еще и Юрий Башмет. А почему вы не приглашали его в Питер?
- Действительно, в Москве будут и Агузарова и Башмет, и даже его камерный ансамбль "Солисты Москвы".
Мы очень хотели взять "Солистов Москвы" в Питер, но дело в том, что у Юрия Башмета расписано все, как минимум, года на два вперед. В Питере мы играли с музыкантами Мариинского театра. С нами выступали 8 человек струнников - это квартет "Модус", созданный на базе оркестра Маринки.
- Ого! Тоже неплохо.
- Ну да. Я думаю, что игра с такими музыкантами это большой комплимент нам. Потому что это определенный статус и уровень.
- Если не секрет, как будет задействован в вашем концерте ансамбль "Солисты Москвы"?
- Вот это самое интересное. Наш
концерт будет состоять из нескольких блоков. Два блока ретроспективы, еще одна часть состоит из наших электрических новых песен и блок акустический.
И в акустическом блоке мы будем минут 40 играть с камерным ансамблем. Это в основном новые песни и несколько старых хитов, сделанных в акустике. Сам маэстро будет задействован в 3-4 номерах, солируя в песнях группы "Браво".
- А петь не будет?
- Петь не будет. Обещал на гитаре сыграть, ну, посмотрим, если получится.
- Юрий Башмет играет на гитаре?
- Башмет очень неплохо играет на гитаре. Он в свое время работал во Львове в ресторане. Он вообще рокер, в классической музыке. Понимаете, в рок-н-ролле, бывает, попадается попса. Это когда наши самые крутые рок-н-ролльщики оказываются на поверку самыми попсовыми личностями, зато классические музыканты на поверку оказываются настоящими рокерами.
И в моем понимании Башмет - Рокер с большой буквы.
Нам удалось пообщаться с ним, поскольку мы ездили на концерты Юрия Абрамовича в Минск, где он организует дни классической музыки. И мы сделали что-то типа джема - когда перемешаны классические номера и песни "Браво", выступление его оркестра с нашими. Забавно получилось, будто экспериментальный концерт.
- Перемешанный концерт... Как публика воспринимает смесь классики с роком? Я понимаю, что "Браво" - не тяжелый рок, но все-таки и не Бах с Моцартом.
- Шикарно. Когда был концерт в Питере, я очень волновался, как это будет выглядеть. Понятно, что люди привыкли к определенным стереотипам. А тут все выглядит и звучит очень необычно. И у нас был стоячий партер в БКЗ, там было порядка тысячи человек, я думал, что песни после третьей, как обычно, начнут: давай "Васю", давай "Дорогу в облака", давай…
В общем прошло все очень хорошо. Самые худшие ожидания не оправдались. Я слышал разные эксперименты наших музыкантов с классическими составами, но мы звучим совсем не похоже на остальных.
- А вы сами никогда не хотели попробовать поэкспериментировать в других стилях?
- Мои эксперименты ограничились сайд-проектами. В частности, я играл с "Тараканами" на их концерте, а года два назад у меня было достаточно большое количество концертов с серф-группой "Том и Фантомы". Поскольку я люблю серф-музыку, я играл с ними инструментальную музыку как простой гитарист.
Но то, что подготовила сегодня группа "Браво" - это достаточно смелый шаг относительно наших поклонников.
- Эксперимент не разовый?
- Нет, не разовый. После концерта мы хотим записать пластинку, у нас есть такая договоренность. Мы начали писать электрическую пластинку в Лондоне, сделали несколько треков, но теперь все повернет в другую сторону, потому что я понял, что акустика - это то, чего мне хотелось бы именно сейчас. Мне очень хочется нашу новую программу запечатлеть в записи, поскольку это слишком не похоже на "Браво".
- Вы говорите сейчас про ту пластинку, которая теоретически планировалась на осень? И теперь ее выход переносится на неопределенное время?
- Я думаю, что мы как планировали, так и сделаем ее осенью. Вот после концертов придем в себя и запишем, потому что у классических музыкантов, в отличие от рокеров, нет такого кретинизма, что нужно сидеть и долбить по 20 раз одно и то же произведение, чтобы запомнить. У них есть ноты, они играют с листа, а этот состав вообще играет очень здорово.
- Но они же должны репетировать?
- Им даже не надо репетировать, а это большой плюс. Практически все сделано, аранжировки написаны. Я потратил месяца два, мы с аранжировщиком готовили эти аранжировки, потом что-то меняем после концерта. Это была достаточно долгая и нервная работа, которой я до сих пор никогда не занимался.
- Ими надо руководить или они сами знают, что делать?
- Нет, у них есть концертмейстер, который и руководит процессом. Расставляются ноты, они садятся и играют с листа. А рядом сидит группа "Браво" - барабанщик, бас-гитарист, солист - словом, обычный классический рок-состав. И мы пишемся вместе.
- Женя, в 87-м году, ваша первая пластинка вышла тиражом 5 млн копий. Видимо, сегодня по 5 миллионов никто уже не продает.
- Я думаю, что вы правы.
- Какие тиражи у "Браво"? Вы довольны тем, как расходятся ваши пластинки?
- Существуют две причины выпуска пластинок у любого артиста. Они, конечно, варьируются, от отношения артиста, от статуса артиста, от того, что он хочет и от стиля, в котором он играет. Первая причина финансовая - продать побольше этих дисков, заработать денег на продажах этой пластинки. Второе - заявить о себе, рассказать, что у тебя есть новые песни. Я всегда расценивал пластинку как повод к тому, чтобы показать новые песни. Ну а определить количество проданных дисков в России - это все равно, что точно посчитать количество людей, проголосовавших за депутата Госдумы или за президента.
- В Чечне проголосовало 104%.
- Я не верю цифрам - такой у меня принцип. Может это действительно так, но я не верю статистикам ни в каком виде. Также и с пластинками. Если уж у нас не пойми как обстоят дела с рейтингами голосования, со всякими "чистыми" опросами, то определить количество проданных пластинок вообще нереально. Я могу примерно посчитать, сколько было продано пластинок, когда существовала музыкальная индустрия, сейчас валяющаяся в прахе. Еще, в 90-е годы хоть что-то было понятно, когда в России только появились в большом количестве компании, продававшие пластинки,. Их было много всяких - и не поймешь, кто пират, а кто легальный. Но, тогда можно было по отчетам по продажам, по полученным деньгам понимать, что происходит. Сейчас это вообще не понятно.
- То есть новой пластинкой вы просто хотите показать новый материал?
- Хочу показать новый материал, и это абсолютно нормально, и все так хотят. И Земфира так хочет, и Илюша Лагутенко хочет - поэтому они и выпускают свои пластинки в приложениях к журналам. И это понятно:
какой-нибудь хороший, топовый журнал - это сразу 100 тысяч читателей как приложение получат твою пластинку, и ты не думаешь о том, чтобы ее продавать.
- А сейчас еще модно свои новые материалы распространять через Интернет.
- Это, в основном, касается новых артистов. Если появляются интересные группы, им так проще, потому что это распространения как система вирусов. Один услышал - тому, другому переслал. Так о них узнают. С нами ситуация немножко сложнее, но, естественно, все наши новые треки можно скачать с нашего сайта в Интернете. Как только у нас появляется что-то новое, мы туда сразу же все закачиваем.