Сборку планера первого широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М начали на Воронежском авиационном заводе. На данный момент, как сообщает пресс-служба Авиационного комплекса им. С.В.Ильюшина, на завершающей стадии находятся работы по разработке конструкторской документации, и параллельно начата сборка элементов планера.
В перспективе новый дальнемагистральный лайнер сможет потеснить на российском рынке безраздельно господствующий на нем авиахлам "Боингов" и "Эйрбасов", а значит – снизить цены на авиабилеты, ведь пока авиакомпаниям приходится платить за лизинг иномарок и запчасти к ним валютой, тогда как билеты продавать за рубли, а после возращения на авиалинии отечественных самолётов их обслуживание будет рублёвым, а значит – существенно более дешёвым.
Напомним, что сообщения об одновременном возобновлении производства Ил-96-400М и проработке вместе с китайцами проекта ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт), появились почти одновременно в 2014-2015 годах. Как пояснил тогда вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе визита в Воронеж в сентябре 2016 года, в период до создания стратегически нового пассажирского самолёта, а это примерно 2027 год, Ил-96-400М закроет основные потребности России как по дальнемагистральным полётам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные перевозки в курортный сезон в те страны, куда нужны большие "эйрбасы".
Согласно имеющейся информации, главные отличия версии "Ил-96-400М" от предыдущих модификаций - это два лётчика в кабине экипажа и замена двигателей ПС-90А1 на двигатели следующего поколения ПД-14М, который развивает взлётную тягу 16-17 тонн. Как известно, базовый ПД-14 тягой 14 тонн разработан для установки на лайнер МС-21, а вариант с индексом "М" разрабатывается для военно-транспортного самолёта Ил-214. В результате замена ПС-90А1 на инновационный ПД-14М сулит значительное уменьшение расхода топлива и затрат на техническое обслуживание силовой установки.
Напомним, что серийный выпуск базовой версии Ил-96, совершившей первый полет в 1988 году, начался в 1993, но всего было выпущено лишь 30 самолетов. Дело в том, что "либеральное руководство" России в лице Гайдара и К° было совершенно не заинтересовано в собственном авиастроении, предпочитая гнать на Запад сырьё, а на полученную валюту там же покупать товары. На этом фоне "евроатлантическая дуополия" из Boeing и Airbus щедро платила нашим чиновникам за устранение российских конкурентов: ещё в 2010 году Владимир Сальников, опытнейший пилот "Аэрофлота", налетавший свыше 20 тысяч часов на Ил-96, рассказывал, что "Эйрбас" в контракте на продажу самолётов прямо указывала, что посредник получает 10% от суммы сделки. "Боинг", в свою очередь открыто рапортовал, что в 2009 году потратил 72 миллиона долларов на подкуп чиновников в СНГ. Вот так спайка гайдаровцев с западными авиапроизводителями почти убила отечественное авиастроение.
В итоге на данный момент российские перевозчики, в дополнение к растущим ценам на керосин, сталкиваются со специфической проблемой: благодаря падающему курсу рубля лизинговые платежи за иномарки непрерывно растут. "Мы влипли в неприятную историю, перейдя на эксплуатацию западных Boeing и Airbus. Авиакомпании покупают эти самолеты в лизинг за доллары. Запчасти и комплектующие к ним тоже нужно покупать за доллары, ими оплачивается ремонт и обучение персонала. А билеты продаются за рубли, а рубль упал. В итоге все российские авиакомпании испытывают дефицит средств в валюте для поддержания летной годности лайнеров", - прокомментировал "Свободной прессе" замминистра Гражданской авиации СССР в 1983-1991 годах, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. По его словам, авиация нуждается в продуманной господдерже и логичным решением является развитие собственного авиастроения и минимизация в самолетном парке дорогостоящего иностранного "авиахлама".
По новому же лайнеру ситуация такова. В июле правительство России выделило Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) 1.32 млрд руб. Средства предназначены для модернизации Воронежского авиазавода и производства самолетов Ил-96-400М. Планировалось, что первый опытный образец будет выпущен в 2019, соответственно, "сборка" идет досрочно. Одновременно с этим самолёт получит новое обозначение - Ил-496, по сообщениям из ПАО "ИЛ", принципиальное решение об этом уже принято. А первые пять самолетов должны быть переданы Государственной транспортной лизинговой компании до 2023 года.