Многие пассажиры замечают, что турбулентность стала более частой и интенсивной. Это не иллюзия. Статистика подтверждает: с 2009 года в США из-за турбулентности зафиксировано более 200 серьёзных травм.
Эксперты считают, что главная причина — изменение климата. Профессор Пол Уильямс, специалист по атмосферным явлениям, объясняет: потепление приводит к нестабильности струйных течений — мощных воздушных потоков на большой высоте. Эти течения, на которых летают самолёты, ускоряются до 400 км/ч и становятся более непредсказуемыми.
Кроме того, растёт число молний и тропических штормов. Исследования показывают: при повышении температуры на 1 °C активность молний возрастает на 12%.
Где турбулентность особенно сильна?
Сильнее всего она ощущается над Северной Атлантикой. Спутниковые наблюдения показывают, что за последние 40 лет интенсивность турбулентности в этом регионе увеличилась на 55%. В других "горячих точках" — Восточной Азии, Ближнем Востоке, Северной Африке и Северной Америке — ситуация также ухудшается.
Авиакомпании страдают от этого не меньше пассажиров. Турбулентность требует частых ремонтов самолётов, изменения маршрутов, увеличения расхода топлива и выбросов углекислого газа. Эти расходы быстро накапливаются.
Как авиакомпании борются с проблемой?
Некоторые авиакомпании, например, Southwest Airlines, меняют процедуры, чтобы минимизировать риски. На некоторых маршрутах они перестали обслуживать пассажиров в полёте, что помогло сократить количество несчастных случаев.
Также разрабатываются новые технологии. Австрийский стартап Turbulence Solutions создаёт систему крыльев для небольших самолётов, которая уменьшает воздействие турбулентности на 80%. Однако внедрение этой технологии в крупные коммерческие самолёты может занять много времени.
Нужно ли беспокоиться пассажирам?
Хотя турбулентность неприятна и может вызывать страх, она редко представляет серьёзную опасность. Крылья самолётов спроектированы с большим запасом прочности. Бывший пилот Крис Кин отмечает, что крылья Boeing 747 выдерживают изгиб на 25 градусов без риска поломки.
Однако для тех, кто боится летать, усиление турбулентности может стать серьёзным испытанием. Даже если самолёт технически надёжен, резкие толчки и тряска могут вызывать тревогу.
В заключение: турбулентность действительно усиливается. Но паниковать не стоит. Самолёты спроектированы так, чтобы противостоять ей, а пилоты подготовлены к работе в сложных условиях. Однако с учётом продолжающихся изменений климата, погода в ближайшие годы может стать более суровой.