Клара Степановна Лучко родом с Украины. Ее прапрадед, запорожский казак, после роспуска Екатериной II Запорожской Сечи, как и другие его собратья, поселился на берегу реки Псел, получив по роду воинских занятий фамилию Лучко (от слова «лучник»). Его потомки жили в Полтаве, где и родилась Клара Степановна. Ее мама, Анна, обладала великолепным голосом и пела в церковном хоре — вместе с Иваном Козловским.
Великий певец заметил юную девушку и сохранил о ней столь теплые воспоминания, что когда ее дочь Клара, уже ставшая актрисой, многими годами позже была представлена Козловскому в Москве, он долго поддерживал с ней дружеские отношения. А в 2000 году Биографический институт при Кембриджском университете (Великобритания) признал нашу знаменитую современницу Клару Степановну Лучко Женщиной тысячелетия.
=01— Клара Степановна, расскажите, пожалуйста, что послужило причиной присвоения вам титула «Женщина тысячелетия»?=02 — Скорее всего, то, что фильм «Двенадцатая ночь» на Эдинбургском кинофестивале имел большой успех: картину показывали во многих странах мира. Были и другие ленты, которые я представляла на кинофестивалях в Каннах, Венеции, Карловых Варах...
=01— Вы не раз говорили, что нелюбимых ролей у вас нет. А есть такие, которые вы всегда стремились сыграть?=02 — Это нелегкий вопрос для любого актера. Дело в том, что мечты о ролях сбываются не у каждого. О своем так и не сбывшемся желании сыграть роль Анны Карениной однажды упомянула даже Тамара Федоровна Макарова. Но и это было. Поэтому не хочу об этом говорить, хотя мне не раз доводилось читать, что начаты съемки такого-то фильма, в такой-то (моей!) роли снимается такая-то актриса... Что ж, значит, не судьба.
Кроме того, сыграв более чем в пятидесяти фильмах, я благодарна судьбе за то, что смогла многое выразить, сказать. Но любому актеру интереснее и легче воплощать те образы, где есть драматургия, развитие судьбы. Многие из доставшихся мне ролей именно такие: там ясно виден характер людей, играя которых, можно передать все доброе и высокое, что в них заложено. Если герой картины старается быть отзывчивым, понимать других, помогать им, то есть несет в себе положительный заряд доброты, это всегда остается в памяти зрителей.
Сейчас люди с большим удовольствием смотрят старые и очень светлые фильмы. Современное кино, особенно зарубежное, пестрит сценами насилия и порока, тяжело действует на психику, и та обстановка тепла, сердечности, взаимной поддержки и нравственности, в которой жили мы (и наши герои), кажется сегодня почти недостижимой.
=01— Слушаю вас и думаю о том, что вы, наверно, I никогда не попадали в конфликтные ситуации...=02 — Мне всю жизнь удивительно везло на людей! Ко мне прекрасно относились режиссеры, мне посчастливилось работать с великолепными партнерами, например с Михаем Волонтиром в «Цыгане».
=01— Кстати, в прессе было сообщение, что Михай Волонтир болеет, нуждается в операции. Вы просили поклонников помочь любимому актеру. Ваши слова нашли отклик?=02 — Конечно! Наши люди сохранили тягу к добру, невзирая на великие трудности нынешнего дня. В банке был открыт счет, на который поступали немалые суммы не только от бизнесменов, но и сбережения пенсионеров. Это дорогого стоит!
Мне было радостно за Михая Волонтира. Сейчас он живет в Молдавии и уже поправляется. Может быть, еще и потому, что потрясен благодарной человеческой памятью, глубиной завоеванного им признания, которое, на первый взгляд, ушло в прошлое, но на самом деле прочно живет в сердцах людей.
Недавно Михай звонил мне и предложил роль в фильме, где мы, вероятно, снова сыграем вдвоем.
=01— Вы как-то сказали, что работа в кино помогла вам освоить много такого, чему в обычной жизни вы вряд ли бы научились, например, кататься на коньках, ездить верхом...=02 — Конечно, если в сценарии есть эпизоды, где нужно фехтовать, актер вынужден брать уроки фехтования. Кстати, готовясь к съемкам «Двенадцатой ночи», я потратила на них немало времени. По сценарию многих фильмов я была деревенской жительницей, работала по дому, так что даже корову подоить сумею.
Пришлось обучиться и верховой езде. И это не так просто, как может показаться.
Нелегко мне было и на съемках «Цыгана». Вспомните сиену, где я должна одна плыть в лодке, с середины Дона вернуться и выйти точно на камеры... Если учесть, что я не умела не только грести, но даже плавать, а Дон — река быстрая, требовалось себя преодолеть. Но ведь это моя профессия, роль, и разве зрителю интересно, почему это место в картине снято неудачно? Работа должна быть выполнена хорошо, и коли ты за нее взялся — сделай отлично!
=01— Сейчас вы снимаетесь?=02 — Да. В кинофильме «Солнечный удар». Специально для меня переписали роль (в первоначальном литературном сценарии она была мужской), и она зазвучала совсем по-другому. О сюжете картины говорить не стану, моя роль в ней «с секретом», а фильм скоро появится в прокате, может, ко Дню Военно-морского флота.
=01— Клара Степановна, вы никогда не снимаетесь в рекламе. Разве деньги вам не нужны?=02 — Предложения сниматься в рекламе я отвергла сразу и твердо придерживаюсь принятого решения. Согласитесь, что если я начну расхваливать какой-то товар, мое имя будут связывать, прежде всего, с ним, а не с ролями, которые запомнились людям, радовали их, помогали жить.
Конечно, каждый вправе выбирать, чем ему заниматься, и кто-то считает допустимым зарабатывать так, чтобы быстро и много... Но мне кажется, я не могу позволить себе перечеркнуть труд всей моей жизни, резко изменить нравственные оценки и войти в каждый дом с экрана телевизора не тем человеком, с кем мечтаешь подружиться, которому хотелось бы подражать, пригласить в гости... Представьте меня в роли тети Аси, которая раздражает всю страну!
После выхода очередного фильма я получаю массу писем. Меня благодарят, уверяют, что опыт моей героини помог найти выход из сложной жизненной ситуации. Есть такие люди, которые на «Кубанских казаках» сидели в зале на соседних местах и так смеялись, что начали переговариваться, познакомились, сблизились и, в конце концов, поженились. И подумать только, счастливы до сих пор и считают меня, вернее, мою героиню, своей свахой. Или те, кто прислал мне множество писем после «Тети Маруси», особенно детдомовцы, выросшие в трудных условиях, без ласки. Они и сейчас, невзирая на собственный возраст, видят в роли матери сыгранную мною тетю Марусю...
Как бы я себя чувствовала, рекламируя, допустим, пиво или стиральный порошок?..
А деньги... Деньги, конечно, нужны и мне, но ведь их можно заработать, занимаясь своим делом. Гнаться за богатством не всегда разумно, потому что, как говорится, два обеда не съешь, от количества денег счастья не прибавится. Необходимое есть — и, слава богу! Поэтому когда одна зарубежная фирма попробовала вынудить меня назначить иену (любую!) за съемку в рекламном клипе, я отказалась.
=01— Клара Степановна, многие фильмы, в которых вы снялись, вошли в Золотой фонд. А за границей их удостаивали наград и признания?=02 — Я участвовала почти во всех крупных зарубежных фестивалях, за исключением Берлинского. Часто ездила в Люксембург, Индию, страны Ближнего Востока, Африку, где проходили Недели советского кино.
Но первая моя зарубежная поездка была в Финляндию. Я посетила многие страны Европы — Францию, Англию, Италию, Германию, а также Египет и Тунис, Испанию и США.
=01— Какие из них запомнились больше всего?=02 — Я помню почти все страны, в которых побывала, но, конечно, самыми красочными являются первые впечатления. Очень ярким предстал предо мною Париж. Мы прилетели ночью, ехали в гостиницу из аэропорта в дождь, и столица Франции навсегда, хотя я бывала там не раз и при другом освещении, осталась в памяти прекрасным городом, изумительные здания которого озарены волшебным мерцающим светом, отраженным зеркальным асфальтом в каплях тихого дождя. Такой же прекрасной запомнилась Англия.
Я восхищена великолепием Колизея, Неаполя, видом Ниагарского водопада... Собственно, в каждой стране есть неповторимая красота природы, ландшафта и созданных человеческими руками памятников, произведений искусства.
=01— С кем из знаменитых зарубежных деятелей культуры или политических лидеров вы познакомились в поездках?=02 — Я счастлива, что познакомилась с великим испанским художником Пабло Пикассо. Он пригласил нас, московских актеров, в свою мастерскую и подарил мне на память нарисованный им лик Иисуса.
А в Индии нас принимал у себя лидер страны Ажава-харлал Неру. Сначала казалось странным, что человек самого обыкновенного вида, внешности, небольшого роста может быть так глубоко и искренне почитаем народом с древней и столь высокой культурой. У Неру были неповторимые, удивительные глаза — большие, очень черные, с глубоким бархатным отливом, излучавшие любовь и доброту ко всему на свете. Под мудрым, проницательным взглядом этих глаз каждое сказанное слово становилось значимым и незабываемым.
Меня удивила простая обстановка дома, где жила семья. Единственная роскошь, в которой нуждался этот необыкновенный человек, было общение с природой. Поэтому у дома был разбит большой парк, где обитали несколько диких травоядных животных, привыкших к человеческой заботе. В свободные минуты Неру кормил их с рук, и они относились к людям с полным доверием. Это поразительно!
Тогда же мы познакомились с его дочерью Индирой, внуком Радживом, которые поочередно стали премьер-министрами страны и, к огромному сожалению, погибли от рук террористов.
=01— Есть темы, которые вы отказываетесь обсуждать?=02 — Да. Это моя семья. Семья — это то, о чем, я считаю, не стоит разговаривать с кем бы то ни было. Это тот очаг тепла, добра и света, который всегда человека ждет и обогревает, несмотря на расстояния. Его, наверно, можно назвать святым.
Обсуждать я могу свою работу, события, состояние культуры, поддерживать общечеловеческие темы, но то, что считается личной жизнью, должно оставаться, по моему убеждению, неприкосновенным. Причем это касается не только меня, известных людей, но и вообще любого. Давайте уважать и беречь друг друга, относиться ко всем сердечно и по-доброму, и тогда жизнь каждому из нас покажется более легкой!