Секс-символ 70-х, и в 21 веке Светлана Светличная соответствует этому, лестному каждой женщине, званию. Несмотря на то, что в последние годы она снимается нечасто, актрису помнят, любят и до сих пор узнают на улице. В интервью kino.km.ru прославленная актриса рассказала про постижение актерской профессии, работу с Высоцким и как ей досталась роль аферистки из «Бриллиантовой руки».
Расскажите о своей семье
Я родилась в семье военных. У наших родителей было трое детей, старший брат Валерий, через год и два месяца родилась я, а через 13 лет после меня родился младший брат - Олег. Самое удивительное, что Олег родился через 13 лет, но в один день со мной, 15 мая. Старшего брата уже нет, к сожалению, а мой младший брат пошел по стопам отца, он военный, сейчас он в отставке и живет в Пензе, занимается своим делом. В общем, семья обычная, но можно сказать, благодаря маме, творческая.
А как пришли в актерскую профессию?
С детства я тянулась к сцене, участвовала в художественной самодеятельности, играла в спектаклях в Доме офицеров. Хотя при этом была застенчивая и если бы не мама, то может в актрисы бы и не пошла. Наше поколение все же было более робкое. Может, потому что мама всегда, если я что-то не так делала, говорила: «Светлана, как тебе не стыдно?». И вот у меня это чувство — «как не стыдно» — оно сидело. И, несмотря на то, что Советск — город небольшой, да еще я была дочкой коменданта города, то есть мы были всегда на виду, все верили в то, что я буду актрисой. Но когда я получила аттестат зрелости, я испугалась… Это сейчас опасно отпускать детей самостоятельно в город… А тогда мы сами выезжали поступать в институт и выбирали города, выбирали профессию себе, и я поняла, что завтра или через пару дней я должна поехать самостоятельно в Москву, найти театральный вуз или кинематографический, и я испугалась. Я сказала: «Мама, а может быть, я еще год позанимаюсь, может быть, на следующий год поеду?» Она сказала: «Нет, дочь, ты поедешь в этом году, как будет, так и будет».
И как же прошло ваше поступление?
Когда я пришла на первый тур, лил проливной дождь, и я промокла до нитки. И когда я вошла в аудиторию с торчащими в разные стороны волосами, в промокшем насквозь платье, Михаил Ильич Ромм, профессор, у которого я училась, сказал: «Как она похожа на воробья в луже». И вот эти слова, сказанные с добротой, меня вдохновили и дали уверенность в том, что я нравлюсь членам жюри. Рассказала горьковскую «Сказку об Италии», поскольку басни рассказывать я не умела, то ворону и лисицу я изображала. А потом мне кто-то из членов жюри сказал: «Светочка, вы знаете, нам не надо изображать, а вы расскажите, как будто вы были очевидцем, вы видели»,— и это было очень вовремя сказано. Я перестала изображать, а действительно рассказывала: «Вороне бог послал кусочек сыра». И сразу пошло совсем по-другому. Меня приняли.
Это было интересно - учиться у таких мэтров, как Ромм?
Ромм был выдающийся преподаватель. Наш курс был экспериментальный, и иногда мы просто не знали куда идти, куда двигаться дальше, и вот у Михаила Ильича было необыкновенное качество: он так подсказывал, так помогал двинуться дальше, что вам казалось, будто это вы сами догадались. Учиться было невероятно интересно еще и потому, что моими сокурсниками были такие удивительные люди как Галина Польских, Андрон Кончаловский, Владимир Носик.
А что помогло вам проявить такие яркие хореографические таланты?
Маргарита Арестовна, наш педагог по танцу, увидела во мне мою женственность, то, что я могу хорошо танцевать вальс Бостон, увидела как я танцую испанский танец, и тогда она мне сказала: «Светлана, ты будешь танцевать и защищать диплом испанским танцем». Я вначале испугалась, а сейчас я ей очень благодарна за это.
В вашем первом фильме снимались Рыбников, Евстигнеев, Жаков. Не терялись в таком окружении?
Нет, я не терялась благодаря Татьяне Михайловне Лиозновой. Во-первых, она сама потрясающая актриса. А во-вторых, он еще и очень мудрая женщина. Она понимала, что я могу нервничать, и так все обставляла, что мне казалось, будто все, что я делаю, я делаю так, как она хочет. Там есть сцена, когда моя Нина Колчина приходит к главному конструктору самолета, главного конструктора играл Женя Евстигнеев, и я до сих пор поражаюсь, как точно сыграла это, хотя мне было тогда 23 года. Нет, 21 год! И когда случилась беда настоящая, когда я потеряла сына, я поняла, что беда молчалива… В ней очень мало жестов, в ней мало голоса, мало всего; там была сцена, когда она возвращалась домой, это я придумала, Татьяна Михайловна хотела иначе, я говорю: «Татьяна Михайловна, а мне кажется, что вот она когда шла-шла-шла, и уже вот - калитка дома, и вот тут она поняла, что нет уже мужа, что она сейчас войдет в пустой дом…» Знаете, как предметы действуют потом, когда теряешь человека? И она отходит, отходит, она не может войти, моя Нина Колчина, садится на лавочку, и такая вся согбенная вдруг слышит звук мотоцикла, а Колчин всегда на мотоцикле на работу и с работы, и тут она не выдержала и зарыдала.
А в «Стряпухе» вам довелось сниматься с Владимиром Высоцким, какое он произвел на вас впечатление?
Я должна сказать, что Эдик Кеосаян умница, что он взял Володю Высоцкого, когда у него ничего не клеилось, когда у него даже не было денег на хлеб, соль и воду. Мы жили на хуторе, мы в одном доме, Володя Высоцкий — в другом. Жора Юматов выписал в совхозе цыплят, у нас был курятник, а еще садили абрикосы, после варили компоты. Мы там роскошно жили! И вот Володя к нам приходил в гости, и мы все вместе ели, а он потом пел свои новые произведения.
Но, наверное, самая знаменитая ваша роль – это роль в «Бриллиантовой руке»
Да, аферистка из меня получилась очень яркая, и даже скажу больше, вот уберите эту роль - «Бриллиантовая рука» потеряет все свое очарование. Я очень рада, что есть такой фильм как «Бриллиантовая рука», во многом благодаря нему меня до сих пор узнают школьники и пожилые люди, мои ровесники, пенсионеры: «Ой, Светлана Светличная, ой, какая она», — только в первый момент отталкиваются от «Бриллиантовой руки», а потом кто-то, бывает, скажет: «А я ее люблю за такую-то или такую-то роль».
А какие у вас остались воспоминания от работы в «17 мгновениях весны»?
Это была очень важная моя роль, роль Габби. За эту работу мне было присвоено звание Заслуженной артистки РФСР. Габби - это такое светлое существо, жившее среди фашистов, и зрителям она запомнилась не меньше, чем Штирлиц, сообщает kino.km.ru
.