В последнее время в России все большее распространение получает такое направление, как винный туризм. О том, что такое винный туризм, какие у него цели и задачи, а также о культуре потребления вина в интервью корреспонденту журнала «Стратегии успеха» рассказал владелец красноярского ресторана «Урарту» Сергей Рыльков.
— Сергей Васильевич, расскажите, что такое винный туризм, в чем его отличия и особенности?
— Винный туризм в том виде, который мы знаем, сложился в начале прошлого столетия в таких винодельческих странах, как Франция. Принципы винного туризма просты и понятны — попробовать вина исключительно в местах их производства. Кроме того, такие поездки позволяют понять историю, традицию и ознакомиться с технологической цепочкой изготовления того или иного вина. Необходимость в этом есть, люди должны понимать, что не просто ткнул палку в землю, а из нее вырос виноград, из которого произвели вино — нет, все гораздо сложнее. Например, в Италии, где я посещал вместе с представителями крупнейшего винного трейдера на российском рынке компании Simple винодельческие хозяйства провинций Тоскана, Флоренция, Сицилия, Кьянти, в период засухи виноградники поливают исключительно заранее собранной дождевой водой, и делается это только после разрешения специального государственного комитета. Еще один такой яркий пример: когда я был на Сицилии и мы ходили по виноградникам, я заметил, что средний возраст людей, которые там работают, — 30–40 лет, поинтересовался, почему нет пожилых людей, не успевают справляться со своими обязанностями? Мне ответили, что причина в их менталитете. Пожилые люди не могут позволить себе отрезать здоровую гроздь винограда сверху, чтобы дать налиться соком нижним гроздям. Раньше в Италии производили очень много вина, но оно, за исключением производимого в провинции Кьянти, было низкого качества. Итальянское правительство поддерживало эту сферу, и сейчас вино из Италии стоит на одной ступеньке со знаменитыми французскими винами и является одной из визитных карточек страны. Резюмируя вышесказанное, винный туризм — это такой вид отдыха, который позволяет нам не только отдохнуть, но и расширить свои взгляды на мир и познакомиться с такой многогранной и сложной культурой вина.
— Организаторами таких туров выступают только компании, профессионально занимающиеся вином, или в этот сегмент активно заходят и туристические компании?
— Безусловно, сегмент винного туризма интересен и туристическим компаниям, и они активно осваивают эту сферу. Я ездил с компанией Simple, потому что, на мой взгляд, в этой поездке мне показали процесс производства вина более глубоко. Помимо меня в поездке приняли участие собственники и топ-менеджеры заведений из других сибирских городов.
— Будете ли вы для продвижения культуры потребления вина устраивать какие-либо винные дегустации и вечера в своем заведении?
— Да. Мы уже проводили четыре таких дегустации, причем на них присутствовали не только российские торговцы вином, но и представители зарубежных винодельческих хозяйств. Сегодня у нас люди понимают и знают, как пить и как закусывать водку, это идет, что называется, на уровне нашей ментальности и традиций, но культура потребления вина гораздо более сложна и многогранна. На мой взгляд, она может сравниться в своем разнообразии только с культурой потребления чая. И для того чтобы люди знали, как правильно потреблять вино, нужно давать им профессиональную информацию. Что мы, собственно, и делаем, к нам приезжают люди, которые могут рассказать о вине из первых уст. На базе таких дегустаций происходит и профессиональное общение — информацией обмениваются баристы, люди, которые занимаются торговлей вина. Кроме того, проводим дегустации для тех, кто не занимается профессионально вином, но им интересно узнать новую информацию о нем.
— Сергей Васильевич, а вам как бизнесмену для чего все это? Ведь проведение таких дегустаций требует от вас определенного времени на организацию мероприятий?
— Не так давно из жизни ушел один человек, и многие стали говорить, что наша жизнь стала гораздо беднее духовно. Я говорю про Солженицына. Более того, когда он писал свои книги, он не рассчитывал на гонорары, а получал ссылки и лагеря. Но он это делал, чтобы хотя бы в ком-то зародилось семя. Также и здесь — мы стараемся дать людям почувствовать, понять, что такое вино, узнать его культуру, историю и традиции. И это должны делать профессионалы, потому что после того как человек научится понимать вино, он сможет ощутить богатство выбора.
— Много ли в Красноярске людей, которых можно назвать истинными ценителями вина?
— Об увеличении настоящих ценителей вина может свидетельствовать изменение позиций в винной карте. Так, видно, что сейчас все больше посетителей при заказе выбирают то или иное вино осознанно и со знанием дела. На сегодняшний день люди с определенным уровнем доходов покупают и пьют вино за тысячу евро, и делают это осознанно. Ведь эти деньги можно было бы потратить и на какие-то другие вещи, но они покупают вино, значит, оно действительно качественное.
— Вы говорили про то, что винный туризм интересен профессионалам. А насколько такой вид отдыха востребован среди рядовых потребителей? И во сколько обойдется средняя путевка в такие классические районы виноделия, как Франция или Италия?
— Все зависит от уровня сервиса, который будет предоставлен. Перед организацией поездки туристическая компания договаривается с винодельческими хозяйствами об условиях проживания и уровне сервиса, широте информации, которую может получить человек. Также цена зависит от трансферта, от того, насколько правильно куплен блок тех или иных билетов, от стоимости оформления виз. Все это входит в стоимость путевки. Ее цена может начинаться от тысячи евро. Допустим, в провинции Брунелло де Мантачино есть хозяйство BANFI, одно из самых крупнейших в этом регионе. Так вот у них есть купленный замок, и в одном крыле они сделали гостиничный комплекс на 10–15 номеров, стоимость одного номера начинается от 800 евро. При этом там, помимо прочих услуг, можно покататься на «Феррари», полетать на воздушном шаре.
— Еще одно направление винного туризма — это Франция. Не планируете посетить винодельческие хозяйства этой страны?
— Планирую посетить эту страну уже, возможно, этой осенью. Хочу проехаться по коньячным домам и ознакомиться с культурой такого напитка, как коньяк. Сегодня мы знаем Hennessy, Remy Martin, но мы должны понимать, что если они продают по 10 миллионов бутылок в год, то где взять столько винограда. Значит, это негоцианты, значит, они за счет своего высокого потенциала, электроники и людей покупают винный спирт и доводят до высокого уровня. Мне же интересны старые традиции производства коньяка. Например, у коньячного дома «Леро» есть девиз «Не мы делаем коньяк — коньяк делает время». И на самом деле в пятерку лучших коньячных домов Франции не входят ни «Хеннесси», ни «Рене Мартин», а там есть тот же «Леро», там есть «Хайн». Я, конечно, получаю информацию из Интернета, из специализированных печатных изданий, но, как говорится, лучше самому один раз увидеть, чем сто раз услышать.
— После поездки планируете проводить на базе своего ресторана «Урарту» дегустации коньяка?
— Безусловно. Я с радостью поделюсь информацией с человеком, который хочет узнать о том или ином коньяке или вине.
— Сейчас, помимо традиционных вин Франции и Италии, на рынок активно выходят вина Нового Света. Насколько широко эта продукция представлена в вашем ресторане? Существует ли винный туризм в этот регион?
— Наш ресторан «Урарту» победил в закрытом конкурсе как ресторан, имеющий самую широкую с точки зрения позиций винную карту. И конечно же, там представлены и вина Нового Света, активно продвигающего свою продукцию на международном рынке. Что касается ответа на второй ваш вопрос, то могу сказать, что, конечно же, такие туры осуществляются и на винодельческие хозяйства Нового Света. Тут нужно понимать, что в винном туризме заинтересованы и сами винодельческие хозяйства — с точки зрения маркетинга продвижения собственной продукции на рынок. При этом, возвращаясь к своей поездке в Италию, хочу сказать, что, помимо знакомства с технологией производства и культурой потребления вина, у туристов есть возможность познакомиться и с традициями страны. Мы заходили в дома, знакомились с жизнью людей. Например, меня поразило, насколько на Апеннинском полуострове сильны семейные традиции. Если мой отец, дед покупал выпечку в одной булочной, то и я буду покупать именно там. В Италии очень силен семейный бизнес, в том числе и многие винодельческие дома управляются семьями и передаются из поколения в поколение.
— В Красноярске есть такое явление, как частные коллекции вина?
— Безусловно, такие люди в Красноярске есть, и среди них есть и известные жители города. Мы с ними общаемся. Более того, приоткрою вам маленькую тайну: и у нас есть собственный погреб с 1,5 тыс. бутылок вина. Некоторые из них не представлены в виной карте ресторана и являются частью моей личной коллекции. Причем мне интересно заниматься этой коллекцией не только как профессиональному ресторатору, но и просто как человеку, которого привлекают культура, история и традиции такого напитка, как вино.
Сергей Рыльков родился 26 июля 1967 г. в г. Красноярске. Имеет высшее образование. В ресторанном бизнесе с 2005 года. В настоящий момент — владелец ресторана «Урарту», а также готовит к выходу новый проект — кафе-бар «Клюква», сообщает com.sibpress.ru.