Компания «Аэрофлот» на днях запустила новый сервис по продаже авиабилетов через Интернет. Партнером перевозчика по этой программе выступил Внешторгбанк и его розничное подразделение Внешторгбанк 24. Клиенты компании смогут бронировать и оплачивать билеты в онлайн-режиме, а забирать их – в офисах «Аэрофлота». Участники рынка и эксперты полагают, что введение такой услуги вряд ли приведет к увеличению доли клиентов перевозчика, поскольку на российском рынке покупки билетов через Интернет пока еще не настолько распространены.
Кроме того, в отличие от аналогичных сервисов, предложенных ранее другими перевозчиками, покупка через Сеть не дает выгоды по цене – тарифы для офлайн- и онлайн-покупок будут едиными.
По оценкам экспертов, продажи билетов через Интернет в ближайшей перспективе могут стать одной из наиболее востребованных услуг на рынке. Так, по прогнозу американского исследовательского центра Forrest Research, к 2010 г. мировые объемы продаж через Интернет достигнут 329 млрд долл., из которых 119 млрд долл. придется на различные услуги в сфере туризма. Кроме того, с 2008 г. в обращение вводится электронный билет, к чему сейчас активно готовятся перевозчики во всех странах. Например, компания «Люфтганза» в 2000 г. реализовала через Интернет 250 тыс. билетов, а сейчас продает через свой сайт уже не менее 30%. При этом комиссионное вознаграждение для «офлайновых» агентов в Германии она отменила. А в США до 70% билетов оформляется в электронном виде.
В России сегмент интернет-продаж билетов отечественные перевозчики начали осваивать сравнительно недавно. Сейчас через Сеть билеты покупает только 1% от общего пассажиропотока, который составляет порядка 35 млн человек в год. Пока основные пользователи этой услуги – иностранцы и люди, использующие стыковочные рейсы. В течение нескольких лет в этот сегмент вышли четыре компании – «Сибирь» (торговая марка S7), Air Union, «Трансаэро» и «Уральские авиалинии». «Аэрофлот» пока замыкает этот список. Предлагаемый им сервис позволяет бронировать и оплачивать покупку билетов карточками Visa, MasterCard, Diners Club и American Express. Забирать билеты, как разъяснили RBC daily в компании, пассажиры могут только в офисах продаж компании. «Большинство из них находится в центрах городов, а в Москве – в аэропорту «Шереметьево», – говорит представитель «Аэрофлота» Ирина Данненберг.
Эксперты и участники рынка оценивают новый сервис «Аэрофлота» в общем положительно, подчеркивая, что развитие интернет-продаж – один из шагов на пути к введению электронного билета. «Открытие онлайн-продаж авиабилетов – своевременная для «Аэрофлота» и для рынка в целом мера, – прокомментировал ситуацию RBC daily гендиректор компании «ДАВС» Владимир Мальцев. – Хотя в перспективе доля реализованных через этот канал билетов может доходить до 10% клиентского потока компании, пока тем не менее не следует ждать резкого скачка интернет-продаж». Аналогичного мнения придерживается и гендиректор компании Avantix Анна Цыганкова. «На мой взгляд, продажи через Интернет могут составлять 1-2%, – считает она. – Но, развивая онлайн-бронирование, перевозчик максимально приближается к возможности использования электронных билетов». Ее слова подтверждают и в «Аэрофлоте». «Это первый этап на пути к внедрению электронных билетов. Мы готовы это сделать технически, но все стопорит отсутствие нормативно-правовой базы», – пояснила г-жа Данненберг.
Однако, в отличие от остальных перевозчиков, «Аэрофлот» пока не спешит предлагать клиентам специальные условия и будет продавать билеты в Интернете по тем же ценам, что и в остальных точках продаж. В то же время другие компании, как правило, предлагают своим клиентам скидки от стоимости билета. «При такой продаже не платится банковская комиссия, которая сейчас составляет 5-6%, поскольку система все делает автоматически, – говорит коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов. – Благодаря внедрению этой технологии наши тарифы на билеты при покупке через Интернет на 10-15% ниже обычных». В других авиакомпаниях скидки не такие большие. Например, пассажиры альянса AirUnion и авиакомпании «Сибирь» могут получить до 5% скидки.
Кроме того, определенные неудобства могут быть вызваны тем, что забрать билеты клиенты могут только в офисах продаж, а не в самом аэропорту. Во всяком случае этой стратегии придерживаются другие перевозчики, которые предлагают такую услугу. Поэтому специалисты склоняются к мнению, что на первых порах сервис по приобретению авиабилетов через Интернет будет востребован только в крупных городах – таких как Москва. «Пока уровень кредитной культуры и платежеспособность населения в регионах не так велики, чтобы говорить об однозначной востребованности сервиса, – считает Владимир Мальцев. – Он скорее может быть востребован в городах-миллионерах». По мнению Анны Цыганковой, в регионах пока еще попросту не сформирован спрос на такую услугу. «В основном ей будут пользоваться в Москве – просто потому, что услугами через Интернет здесь охотнее пользуются, – считает она. – Но для регионов любое бронирование через Сеть несет намного больше выгоды, чем для москвичей. Вопрос лишь в том, когда там возникнет адекватный спрос».