Самый свежий тому пример - скандал на турецком курорте Анталья с россиянами, которые по вине туроператора фактически оказались на улице. С какими типичными проблемами сталкиваются наши сограждане за рубежом и чем им могут (или не способны) помочь российские диппредставительства - об этом директор консульского департамента МИД России Вячеслав Павловский рассказал в интервью "Известиям".
Вячеслав Павловский: В последние годы мы наблюдаем значительный рост краткосрочных выездов - с деловыми, частными, туристическими целями. В 2005 году за рубежом побывали 6,8 млн российских туристов. Неизбежно увеличивается и число проблем. Это могут быть стихийные бедствия или теракты, утрата или кража загранпаспортов, денег, ДТП, травмы или болезни, задержание местными органами правопорядка. Немало недоразумений связано и с туристическим обслуживанием - по дороге к месту отдыха, в гостиницах, на экскурсиях. Подчас это обусловлено недобросовестностью российских турфирм или их иностранных партнеров.
"Если вы потеряете за границей паспорт, вам будет выдано свидетельство на возвращение в Россию. Это - временный документ, удостоверяющий личность и дающий право на въезд в Российскую Федерацию"известия: С какими вопросами можно обращаться в консульские учреждения России за границей?
Павловский: За рубежом действуют 225 российских посольств и консульств. Их задача - защищать права и интересы Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. Там можно получить информацию о законах и обычаях страны пребывания, особенностях правового положения иностранцев, а также рекомендации по действиям в конкретных ситуациях. Среди прочего они ставят россиян на консульский учет, оформляют загранпаспорта...
В случае ареста туриста консульские работники выясняют обстоятельства дела, помогают в поиске адвоката, а при стихийных бедствиях или чрезвычайных ситуациях обеспечивают безопасность россиян. Не рассчитывайте, что консульство оплатит за вас услуги врачей и юристов, а также расходы по проживанию в гостинице и другие счета.
Вопросы, связанные с плохим качеством оказанных вам туристических услуг (вас разместили в гостинице более низкого класса, вы недовольны качеством уборки в номере, работой кондиционера, рационом питания), нужно решать с представителем турфирмы или администрации отеля. Если проблему не удается преодолеть на месте, постарайтесь добиться письменного подтверждения низкого качества обслуживания. Чтобы потом была возможность получить компенсацию, обратившись в турфирму или в суд.
известия: Что нужно предпринять нашему соотечественнику при утрате загранпаспорта?
Павловский: В этом случае необходимо обратиться в российское дипломатическое представительство или консульство. Взамен утраченного паспорта вам будет выдано свидетельство на возвращение в Россию.
Если вас обокрали или вы подверглись нападению, необходимо поставить в известность российское посольство или консульство. И, по возможности, сразу сообщить об инциденте в правоохранительные органы - для раскрытия преступления по горячим следамЭто - временный документ, удостоверяющий личность и дающий право на въезд в Российскую Федерацию. Координаты всех российских загранпредставительств размещены на веб-сайте МИД. Узнать телефоны рекомендуем еще до поездки. Также обязательно запишите и возьмите с собой в путешествие координаты турфирмы, организующей ваш отдых, страховой компании.
известия: Что делать, если, находясь за границей, российский гражданин пострадал в результате правонарушения?
Павловский: Если вас обокрали или вы подверглись нападению, необходимо поставить в известность российское посольство или консульство. И, по возможности, сразу сообщить об инциденте в правоохранительные органы - для раскрытия преступления по горячим следам.
Если вы оказались в трудной ситуации, по каким-то причинам не можете связаться с российскими загранмиссиями и не знаете, что предпринять, рекомендуем в первую очередь обратиться к тем, кто поможет вам. Например, к гиду-переводчику принимающей организации, сотрудникам отеля. Они проинформируют местные власти, службу спасения или полицию.
известия: Если во время отдыха за рубежом происходит несчастный случай или резко ухудшается самочувствие, куда обращаться, помимо медицинского учреждения?
Павловский: Мы настоятельно рекомендуем оформлять страховой полис. Его отсутствие может обернуться крупными расходами, например, при болезни, травме.
При обращении за медицинской помощью нужно незамедлительно уведомить об этом страховую компанию - для урегулирования вопроса об оплате медицинских услуг. Следует помнить: стандартный страховой полис не покрывает риски, связанные с занятием экстремальными видами спорта, лечение при обострении хронических заболеваний. Поэтому условия договора страхования лучше изучить заранее.
известия: Как подготовиться к выезду, чтобы правильно реагировать на непредвиденные ситуации?
Павловский: Правильная подготовка поможет избежать многих затруднений. В прошлом году на нашем веб-сайте были размещены "Полезные советы российским гражданам, выезжающим за рубеж" и справки-рекомендации по наиболее посещаемым россиянами странам. У наших сограждан они вызвали позитивные отклики. Ожидается, что до конца июля выйдет в свет подготовленный совместно МИД России и Российским союзом туриндустрии справочник для отправляющихся в зарубежную турпоездку.
известия: Какие советы вы могли бы дать для снижения статистики ЧП с нашими туристами?
Павловский: При выборе тура старайтесь обращаться в хорошо зарекомендовавшие себя туристические компании, заранее изучите специфику страны пребывания, соблюдайте законы, обычаи и правила поведения на ее территории. Будьте бдительны и благоразумны.
"Экстремальный туризм" - без мест в отелях и обратных билетов
Проблемы у нескольких сотен российских туристов, прибывших на отдых в Анталью по путевкам кампании "Лук-тур", начались в первых числах июня. По вине туроператора они остались без гостиниц и обратных билетов - оказалось, что фирма не перевела за их отдых деньги турецкой стороне.
К урегулированию конфликта подключился МИД России. Консул в Анталье Сергей Алифанов обратился к местным отелям с просьбой не выселять туристов, а решать вопрос с турфирмой через суд. Возвращаться отдыхающим приходится сейчас за свой счет - туроператор просто не выдал им обратные билеты.
Это не первый подобный случай с россиянами в Турции. Осенью 2005 года несколько десятков отдыхающих тоже выбирались отсюда на родину с большим трудом - туроператоры, через которых были приобретены путевки, обанкротились.