Знаменитый авиалайнер Ту-144 отмечает юбилей. 35 лет назад он впервые поднялся в небо. Лайнер летал быстрее и вмещал больше пассажиров, чем "Конкорд". Но полету конструкторской мысли помешали экономические соображения. Самолет оказался слишком дорогим в эксплуатации, и через 10 лет ему пришлось сложить свои уникальные крылья.
Ровно 35 лет назад в новогодние праздники 1969 года Ту-144 впервые поднялся в небо. А спустя 10 лет совершил свой последний полет к месту его нынешней стоянки - на учебный аэродром Самарского аэрокосмического университета.
Теперь Ту-144 - учебное пособие. Здесь современные студенты узнают, что 144-й Туполев был быстрее "Конкорда", вмещал больше пассажиров и мог взлетать с обычных аэродромов. Многие детали уникального крыла проектировались в Самаре. Работали на проекте нынешние университетские профессора, которые тогда были ровесниками своих нынешних учеников.
"Наша модель была лучше и по весовым характеристикам, и по летным качествам. Однако эксплуатировать самолеты или нет, диктует, прежде всего, экономика", - объясняет руководитель международного отдела Самарского аэрокосмического университета Александр Данилин.
Сегодняшние занятия студенты аэрокосмического университета проводят в Центральном архиве научно-технической документации России. Многие документы конструкторского бюро Туполева даже их преподаватели увидели впервые. Гриф "секретно" был снят на днях. Профессор Комаров называет 144-й самолетом своей жизни. Ему, тогда студенту, доверили делать расчеты конструкции одного из отсеков крыла. "У каждого из вас должен быть такой самолет, который послужит незабываемым трамплином в жизни", - желает профессор.
Среди студентов - граждане Сенегала, Бангладеш, Кении, Маврикии, Китая и Камеруна. Они говорят, что и в Африке, и в Азии специалисты знают фамилию Туполев, а 144-ю модель до сир пор считают одной из вершин конструкторской мысли.
"Самолет же уникальный, очень красивый. Даже не верится, что он проектировался так давно, и эксплуатировался так давно. Мы бы вообще хотели на таком самолете хоть один раз в жизни полетать", - признает студент Алоиз Мутисья.
Мечта не так утопична, как кажется. Наше время требует создания сверхзвукового бизнес-самолета. Работа над ним уже ведется, а в основу будут положены многие разработки 40-летней давности, и не только туполевские. В архиве хранятся миллионы документов. Среди них авторские экземпляры трудов Константина Циолковского, Игоря Курчатова, Петра Капицы, Жореса Алферова, Андрея Туполева.
"Интересные документы находятся, которые характеризуют личность изобретателя. Это их авторские экземпляры. Видно, как они создавали то или иное изобретение", - рассказывает заместитель директора филиала Российского государственного архива научно-технической документации Лариса Покровская.
Большая часть архива по-прежнему закрыта от посетителей завесой государственной тайны. Лишь по истечении многих лет гриф секретности снимается, и далекие потомки получают возможность оценить ход научной и конструкторской мысли своих великих предков.