Руководство аэропорта в ответ на демарш продемонстрировал спокойствие. Более того, источник в правлении ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» постарался заверить Страну.Ru, что смена площадки базирования «Аэрофлотом» не только не скажется на экономическом положении «Шереметьева», но и позволит значительно улучшить его финансовые показатели.
Не исключено, что решение одного из акционеров «Аэрофлота» отчасти объясняется проигрышем в конкурсе по выбору управляющей компании ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Его итоги совет директоров аэропорта подвел в среду вечером. И по словам заместителя министра экономического развития и торговли Юрия Исаева, победителем будет объявлен консорциум «Альфа-Шереметьево». Правда утвердить итоги конкурса еще предстоит на собрании акционеров, дата которого будет согласована с Министерством имущественных отношений. Последний, в свою очередь, должен получить для этого соответствующую директиву правительства России и Администрации президента. И только после этого о победе «Альфы» можно будет говорить окончательно.
Аэропорт «Шереметьево» является крупнейшим авиаузлом не только в России, но и в Восточной Европе. Ежегодный пассажирооборот предприятия составляет более 11 млн. человек. При этом проектная пропускная способность обоих терминалов аэропорта составляет не более 8,5 млн. пассажиров в год. Аэропорт обслуживает более 100 российских и иностранных авиакомпаний. 100 процентов акций предприятия принадлежат государству.
Председателем совета директоров ОАО «МАШ» является заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Олегович Исаев. Обязанности генерального директора исполняет Евгений Зинурович Бахтеев.
Как сообщил журналистам председатель совета директоров «Шереметьева» Юрий Исаев, при подведении итогов конкурса компания «Альфа-Шереметьево» набрала 557 баллов из 900 возможных. Отвечая на вопрос о возможных попытках оспорить результаты со стороны проигравшего, Юрий Исаев заметил, что такое право у НРБ и «Аэрофлота», безусловно, есть. Однако, он выразил сомнение, что это даст какие-то положительные результаты.
Принять участие в конкурсе могли только российские компании, имевшие на 1 января 2003 года более 15 тысяч рублей собственных средств, 55 млн. рублей уставного капитала и активы на общую сумму не менее 60 млрд. рублей. Финансовые показатели должны были быть заверены аудиторами «большой четверки». В конкурсе приняли участие две компании: «Альфа-Шереметьево» и ООО «Интертерминал». 40,5% уставного капитала последнего принадлежат «Аэрофлоту», 40,5% - Национальному резервному банку и 19% - французскому строительному концерну Vinci.
Что касается перевода рейсов «Аэрофлота» в Домодедово, то сделать это не так просто. Дело в том, что помимо перевозок пассажиров, авиакомпания весьма активно занимается и аэропортовым бизнесом, обслуживая несколько иностранных авиакомпаний в терминале «Шереметьево-2», оказывая им услуги по техническому обслуживанию самолетов. Более того, авиакомпании частично или полностью принадлежат большое количество объектов, расположенных на территории аэропорта. Это, например, магазины «Duty free» и четырехзвездочная гостиница «Новотель». При этом выручка «Аэрофлота» от непрофильной деятельности достаточно существенна. А сам аэропортовый бизнес уже не раз становился предметом бурных обсуждений между руководством ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и руководством «Аэрофлота».
«Уход базовой авиакомпании, конечно, может стать неприятным сюрпризом для нас, однако в долгосрочном плане на экономических показателях нашего предприятия скажется не слишком», - заявил Стране.Ru источник в правлении ОАО «МАШ». Дело в том, что выполняя более половины всех рейсов из аэропорта «Шереметьево» и обеспечивая основной пассажиропоток, «Аэрофлот» приносит аэропорту только 20% всей выручки. А более 70% прибыли акционерного общества формируется за счет иностранных авиакомпаний.
Разница в размерах аэропортовых сборов с «Аэрофлота» и их иностранных конкурентов, как признаются отечественные авиационные власти, возникла после дефолта 1998 года. Дело в том, что суммы, проставленные в долгосрочных договорах аэропорта и Аэрофлота, номинированы в рублях, а в аналогичных документах, подписанных между ОАО «МАШ» и иностранными авиакомпаниями - в иностранной валюте, чаще всего в долларах США. И хотя такая практика противоречит нормам ИКАО, она до сих пор существует.
В этой ситуации недавнее перебазирование «British Airways» в Домодедово является более болезненным фактором для Шереметьево, чем уход Аэрофлота. Тем более, что по сложившейся на мировом рынке авиаперевозок традиции, этот шаг англичан стал своеобразной черной меткой для «Шереметьево». И сегодня существуют опасения, что вслед за ними в Домодедово перебазируются и другие крупные иностранные авиакомпании.
Кстати, большинство иностранных авиакомпаний до сих пор выступали против того, чтобы проект строительства терминала «Шереметьево-3» был подконтролен исключительно «Аэрофлоту». В этом они видят страховку от возможных попыток навязать им условия неравной конкуренции. Одной из причин перебазирования «British Airways» была прежде всего невозможность выполнять рейсы из Москвы в Лондон утром, как это делает «Аэрофлот». И только на втором месте по значимости были очереди на паспортном контроле.
На состоявшемся в среду заседании совета директоров аэропорта «Шереметьево» вновь не был рассмотрен протокол о намерениях между ОАО «МАШ» и базовой авиакомпанией о строительстве третьего терминала. Как заявил журналистам первый заместитель транспорта России, руководитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько, этот вопрос отложен «до утверждения управляющей компании «Шереметьево». Очевидно, на выбор в качестве таковой «Альфа-Шереметьево» повлияло и отсутствие среди учредителей этой компании «Аэрофлота». |