По итогам 2008 года сокращение туризма в стране составило ни много ни мало 25%, при этом прогнозы на 2009 год даже еще более мрачные. Продолжающийся спад отражается не только на отельной и ресторанной индустрии, но также на многих других.
По словам очевидцев, сегодня показателем кризиса может служить наличие все большего количества свободных столиков в вечно переполненных когда-то римских кафе, ресторанах и пиццериях. При этом наибольший отток наблюдается в случае с американскими туристами, для которых Италия была во все времена излюбленным местом отдыха.
Одновременно с этим сокращается количество туристов из России, Европы и Японии, однако в случае с американцами ситуация наиболее неблагоприятная. Впервые их численность начала снижаться еще в 2006 году, когда с 2,5 млн. их осталось всего 1,75 млн. В наибольшей степени от этого как и ожидалось пострадали такие крупнейшие туристические центры страны, как Рим, Флоренция, Венеция и Милан.
Американские туристы превосходили остальных путешественников не только с точки зрения численности, но также количества расходуемых денежных средств. Они предпочитали не экономить на такси и никогда не отказывали себе в еде, развлечениях, (в отличии от тех же европейцев и японцев) и не скупились на чаевые.
С началом кризиса свою работу в туристической индустрии страны потеряло уже более 150,000 граждан страны, однако, по мнению ведущих национальных туроператоров, это далеко не предел, в ближайшие месяцы сокращения могут продолжиться, так как помимо непосредственно туристической индустрии кризис затронул еще множество смежных отраслей.
Снижаются показатели продаж миланских бутиков и магазинов модной одежды Флоренции, все меньшее количество туристов приезжают на недели Высокой Моды.
В целях сохранения прибыльности в эти непростые времена ведущие игроки не местном рынке вынуждать снижать стоимость большинства предоставляемых услуг. Благодаря этому у туристов появляется возможность заказать номера, в прежние времена, предназначавшиеся исключительно для голливудских звезд и миллионеров.