В марте текущего года состоялась рабочая встреча, в ходе которой Польская организация по туризму и Польский туристический клуб, объединяющий двенадцать московских операторов, подписали двусторонний договор о сотрудничестве. Главный пункт подписанного документа — полная финансовая ответственность польской стороны за все рекламные кампании, проходящие на страницах российской прессы.
Иными словами, платить будет тот, кто заказывает праздник.
=01А В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?=02
Сегодня поляки очень озабочены привлечением российского туриста в свою страну. Настолько, что решились на важную финансовую уступку. Ведь налицо удивительная ситуация: ближайшая европейская соседка оказалась для нас настоящим белым пятном на туристической карте мира. По статистическим данным, в этой стране один из самых низких показателей целевой посещаемости: только 10 процентов из всей массы приезжих на поверку оказываются туристами.
Отчасти свое черное дело сделал длительный период челночества, шоп-туров, отчего Польша приобрела стойкий имидж глобального рынка. Специально в культурно-познавательных целях в страну-соседку практически никто не ездил. Но и потом, спустя годы, когда Польшу выгодно заслонили турецкие и китайские рынки, туристического ажиотажа как-то не наблюдалось. Печально, что она не включена в популярные европейские турпрограммы и путешественники не испытывают интереса к этой стране. И только участники автобусных туров, транзитом пересекающие Польшу по пути на Запад, обращали внимание на неожиданное великолепие местных городов и природы. Достоянием же туристических масс это не стало.
Заметного притока российских туристов в Польшу не наблюдается и сейчас. Напротив, количество приезжающих из нашей страны уменьшилось за последний год на 13,5 процента в основном за счет снижения популярности шоп-туров, понижения спроса на туры за подержанными автомобилями (за ними сейчас ездят не в Польшу).
А ведь это такой удобный туристический объект! С одной стороны, страна расположена близко, добираться до нее просто, не требуется больших временных и денежных затрат на дорогу, плюс безвизовый режим въезда (пока, во всяком случае). С другой стороны, у Польши очень богатая история, запечатленная в роскошных памятниках архитектуры. И тем не менее московские турфирмы как сговорились — практически обходят страну молчанием. Вот разве что теперь, когда за финансовое обеспечение рекламных кампаний взялись сами поляки, у россиян появится возможность хотя бы узнать, от чего они отказываются. А это уже шаг вперед.
=01ЧЕГО МЫ СЕБЯ ЛИШИЛИ?=02
Надо честно сказать, что россияне в массе своей относятся к Польше с недостаточным туристическим пиететом. В Прагу, Будапешт — пожалуйста, туда едут все. Понятно — это красивейшие старинные города. А ведь Варшава, Краков, Вроцлав — не хуже. Тот, кто хоть раз бывал в варшавском Старом Мясте, никогда не забудет его архитектурное великолепие. Сотни уникальных костелов и старинных замков, разбросанных по всей стране! А чистейшие Мазурские озера! А роскошная курортная зона — Гданьск, Гдыня, Владиславов! Беда в том, что большинство россиян просто слышали звон, но не знают, где он. Польские достопримечательности не на слуху. Наш турист не представляет, что такое Балтийское побережье Польши. А стоило бы знать, что летом погода в польской Прибалтике гораздо лучше, чем в Средней полосе России. Преобладают теплые солнечные дни, море прогревается до 22 градусов. А какие пляжи — с мельчайшим, как мука, чистым белым песком! И это только наш турист такой невидящий и неслышащий. В Сопот, Лебу, Владиславов каждое лето съезжается колоссальное количество немцев, датчан, шведов, голландцев, которые понимают, что такое отличный и притом недорогой курорт.
Главный курортный город Польши — Сопот — это не пустой звук для людей понимающих. Во-первых, здесь громадное число пансионатов, гостиниц и отелей различных категорий, в том числе и высокого класса. Например, знаменитый на всю Европу «Орбис Гранд Отель», которому почти 80 лет. Во-вторых, огромный спектр развлечений. В-третьих, у Сопота слава наиболее спортивно-ориентированного курорта Балтики. Наверное, поэтому здесь разбиты сотни теннисных кортов, проложены километры велотрасс и работает крупнейший в стране яхт-клуб. Ну и, конечно, море и пляж. Причем не просто пляж, а самый большой и чистый (и бесплатный) на всем европейском побережье Балтийского моря.
Но, как справедливо считает польская сторона, не только Сопот достоин пристального туристического внимания. Допустим, вас отпугивает его соседство с большим городом Гданьском (хотя и полном исторических памятников) — предпочтите центральному курорту периферийные. Они не столь блистательны, но обладают особенной притягательностью. Главным образом, внешней. Маленькие городки вдоль моря были построены немецкими архитекторами и полностью сохранили свой колорит в нынешнем облике. Курортная принадлежность проявляется в спокойном соответствии тому, что принято считать умиротворенным отдыхом: тихо, чисто, вкусно, тепло, солнечно, зелено...
Огромные дюны позволяют уединиться даже на общественных пляжах, а если потянет совсем уж к первозданности, можно забрести еще дальше - в сосновые рощи, отделенные от моря узкой полосой белого песка. Важно то, что здесь удалось полностью сохранить уникальную экологическую обстановку. И, кажется, по ту сторону пролива видна Дания, куда вполне реально прогуляться на пароме на один-два дня при наличии желания и открытой шенгенской визы. Кстати, стартовая стоимость недельного отдыха на польских курортах в зависимости от категории гостиницы — 200-230 евро, а это на порядок ниже, чем аналогичные по сервису программы в Болгарии или Хорватии. Пока речь не идет о спецпредложениях и эконом-турах, которые имеют место на всех популярных направлениях отдыха. Но это вопрос времени.
Теперь, когда посещение бывших советских курортов на Балтике требует визовых волнений и существенных затрат, не сама ли судьба посылает взамен возможность проехать чуть подальше и ощутить всю прелесть того, чего мы еще не знаем? В Польше есть все, что нужно стране для нормального функционирования на международном туристическом рынке. Важно это увидеть и приблизить. Дело за информацией — от того, насколько четко и полно она будет представлена, зависит и благосостояние самой Польши, и качество нашего с вами отпуска.
=01К ЧЕМУ ИДЕМ?=02
В благородном деле популяризации польских курортов и достопримечательностей Польская организация по туризму возлагает очень большие надежды на Польский туристический клуб, который объединяет в Москве крупнейших туроператоров по Польше. Привлекать туристов из России планируется обычным путем — целенаправленной рекламой экскурсионного и курортного отдыха. Правда, не все для нас спокойно в польском королевстве. В 2004 году страна готовится быть принятой в ряды стран-членов Евросоюза. Это повышает ее статус в глазах других государств и одновременно рождает заминки в организации въездного туризма. Проще говоря, данный факт означает/что Польша устанавливает визовый режим с Россией, Беларусью и Украиной. Малорадостное (для нас) событие состоится 1 июля 2003 года.
Но не все так страшно, как кажется. В первую очередь введение виз не понравится жителям приграничных областей, которые привыкли ездить туда-сюда в деловых и иных целях. Для обычного туриста, отправляющегося на отдых, выдача виз не будет иметь проблем, как обещает президент Польского туристического клуба Игорь Чуканов. Более того, новый режим способствует росту числа туристов в страну. Звучит странно, да? Оказывается, задача решается хитрым образом. Граждане, самостоятельно планирующие поездку в Польшу и получившие от ворот поворот, для облегчения процедуры въезда в страну будут вынуждены обращаться в турфирмы. Они уже не смогут прикупить поддельный ваучер прямо на границе.
Хочешь, не хочешь, прибегай к услугам агентства. А там уже поджидают с распростертыми объятиями и разработанными — притом стоящими! - программами польских туров. Как ожидает Польский туристический клуб, процесс перехода польских отпускников из разряда стихийно-самостоятельных в разряд культурно-организованных станет достаточно массовым для того, чтобы существенно повысить уровень посещаемости Польши российскими туристами. Рабочая группа по туризму Российско-польской межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству, образованная в 2002 году, обратилась в Министерства иностранных дел России и Польши. Цель обращения - призвать чиновников к установлению минимальной стоимости виз и разработке максимально простой процедуры их оформления. Предполагается, что визы в Польшу будут выдаваться групповые, одноразовые и многоразовые, их стоимость составит от 5 до 15 евро. В наступающем летнем сезоне резкого всплеска активности российских туристов на польском направлении, конечно, не ожидается. Во-первых, в Польшу пока традиционно больше ездят зимой — на горнолыжные курорты.
Во-вторых, массы не сразу среагируют на введение виз именно таким образом, как этого ожидает Польский туристический клуб. Однако уже в 2004 году прогнозируется рост доли туристов из общего числа приезжающих в страну россиян до 25-30 процентов против прежних 10 процентов. В деле привлечения российского туриста на курорты польского побережья придется решить еще один важный вопрос — о бронировании мест в отелях. Дело в том, что места задолго до начала купального сезона выкупаются немецкими и голландскими фирмами. Решается вопрос об организации возможности выкупа блока мест со стороны российского заказчика.
Такой подход означал бы стабильное количество мест в каждом сезоне. Но здесь все упирается в новые проблемы. Во-первых, пока нет в наличии достаточного числа потенциальных клиентов, под которых можно заключать подобные договоры с отелями, во-вторых, нельзя планировать для россиян только дорогой отдых. Иначе польские турпрограммы на фоне аналогичных туров в Прибалтику окажутся значительно дороже. А дешевые гостиницы или пансионаты блоки мест не предоставляют. Но все эти проблемы решаемы. Главное, было бы для кого стараться.