В России правительство фактически ввело госрегулирование цен на топливо, вынудив крупнейшие нефтянные компании снизить оптовые цены на бензин и дизельное топливо и удерживать минимум до начала 2019 года. Иначе правительство введет заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.
С таким решением согласились представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Сургутнефтегаза", "Газпрома", "Газпром нефти", "Татнефти", "Русснефти", ННК, Иркутской нефтяной компании и "Нового потока" на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, завершившемся вечером 31 октября, пишет "Коммерсант".
Соответствующие соглашения подпишут в течение суток, но действуют они, по словам Козака, уже с 1 ноября до конца марта 2019 года. И далее их можно продлить.
По соглашению, нефтекомпании и независимые НПЗ будут поставлять на рынок топливо по оптовым ценам, замороженным на уровне июня 2018 года. С 2019 года как оптовые, так и розничные цены могут расти, но не выше уровня инфляции.
Компании теперь также могут не увеличивать продажи топлива на бирже. Это решение принято по настоянию "Роснефти", чтобы исключить "спекуляции трейдеров и создание напряжения на рынке". В ответ вице-премьер фактически поддержал позицию "Роснефти":
"Ситуация была несколько искусственно расшатана, понятно, что денег много не бывает, каждый сегмент и участник рынка борется за свои доходы, и независимый розничный сегмент, который занимает 53% розничного рынка нефтепродуктов, выступает за снижение оптовых цен, может быть даже не всегда оправданно".
Ситуация такова, что по договоренности с правительством крупные игроки рынка держат цены на АЗС с 30 мая, несмотря на убытки. Но независимые АЗС такое себе позволить не могут: покупая топливо по оптовым ценам, они вынуждены поднимать розничные цены или закрываться. Дмитрий Козак еще в начале совещания предложил введение квот по поставкам топлива на внутренний рынок и фиксированные цены для обеспечения "необходимой минимальной маржинальности для независимых поставщиков".