Низкобюджетные авиаперевозчики, по прогнозам аналитиков, продолжат вводить новые услуги и расширять возможности обслуживания пассажиров. Однако их главный приоритет остается прежним – не допустить повышения цен.
На конференции Airlines in Transition 2013, которую 11-12 апреля провела в Дублине консалтинговая и исследовательская компания CAPA - Centre for Aviation, руководители авиакомпаний отметили, что разница между лоукостерами и обычными перевозчиками становится все менее очевидной, границы стираются.
По словам генерального директора бюджетной испанской авиакомпании Vueling Airlines Алекса Круза, традиционные игроки авиаотрасли «избавляются от ряда «излишеств» в том, что касается сервиса, и тем самым приближаются к лоукост-авиакомпаниям». При этом «низкобюджетные перевозчики, напротив, стремятся найти способы дифференцировать себя на рынке среди конкурентов, поэтому повышают качество услуг».
«Когда вы соперничаете с бюджетными компаниями, ключевым становится финансовый фактор, т.е. цены и тарифы. И поскольку эти показатели примерно равны у всех представителей отрасли, возникает потребность в дополнительных элементах, возможностях, сервисах, которые бы лучше отвечали запросам деловых путешественников», – уточняет г-н Круз.
Глава американской бюджетной авиакомпании JetBlue Airways Дэвид Барджер утверждает, что им удалось найти «золотую середину» между двумя классами перевозчиков: «Пассажиры готовы доплачивать, чтобы летать нашими авиалиниями. JetBlue предлагает дополнительные услуги и в то же время низкие тарифы. В целом, наибольшую важность для компании имеют география полетов, продукт и перечень расходов». Он отмечает, что структура издержек его авиакомпании сравнительно высокая, поскольку офис JetBlue находится в Нью-Йорке, а домашний хаб – крупнейший в США Международный аэропорт им. Джона Кеннеди (John F. Kennedy International Airport, JFK). «Однако мы все равно можем с успехом работать, пока наши тарифы ниже, чем у самых крупных и известных брендов на американском рынке авиаперевозок», – добавляет г-н Барджер.
С тем, что финансовый фактор остается ключевым в деятельности авиакомпаний, в особенности бюджетных, согласен и Тони Дэвис, партнер и исполнительный директор международной инвестиционной компании Irelandia Aviation. «Пассажирам нужна низкая стоимость билетов и услуг, вылет и прилет точно по расписанию, а также сохранность и надежная перевозка багажа», – добавляет он. «Разгруппирование тарифов – это попытка крупных авиакомпаний снизить издержки и при этом увеличить поток доходов за счет взимания платы, к примеру, за дополнительное пространство для ног у аварийного выхода в салоне самолета» – поясняет г-н Дэвис.
Несмотря на рост числа лоукостеров, крупные игроки авиарынка вполне успешно могут конкурировать с ними на маршрутах малой протяженности, уверен генеральный директор международного холдинга International Airlines Group (AIG) Уилли Уолш. «Немало бюджетных авиакомпаний несут убытки, тогда как множество традиционных перевозчиков получают большую прибыль. Ryanair и EasyJet работают по нетипичной для их сегмента бизнес-модели, поэтому их нельзя определить в ту же категорию, что и других лоукостеров», – говорит он. По мнению г-на Уолша, помимо тарифов важную роль играет само предложение компании, то, что она может дать пассажиру, «иначе Ryanair господствовала бы над всем миром». Он также приводит пример бюджетной Go Fly – дочерней компании крупнейшего британского перевозчика British Airways (BA), входящего в IAG. В 2003 году Go Fly была продана BA бюджетной авиакомпанией EasyJet. Но до этого момента Go приносила неплохую прибыль и конкурировала не с EasyJet и Ryanair, а с собственной компанией-учредителем. Что касается самой BA, то она, по словам г-на Уолша, никогда не станет лоукостером, иначе это полностью уничтожит силу и капитал известного во всем мире бренда.