Один из самых громких инновационных проектов в мировом гражданском авиастроении — самолет Boeing 787 Dreamliner — столкнулся с беспрецедентными по масштабу проблемами. Все 49 самолетов, полученных заказчиками с конца 2011 года, прекратили полеты. Причиной стал ряд инцидентов, в результате которых регуляторы Японии, США, Индии, Чили и Европы приняли решение приостановить эксплуатацию самолетов до выяснения всех обстоятельств происшедшего.
Ряд заказчиков уже говорят о компенсациях и грозят отказом от контрактов. Российские авиакомпании пока отнеслись к ситуации спокойно, рассчитывая, что проблемы уладятся до начала поставок в 2014-2016 годах.
Вчера Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) приняло решение приостановить эксплуатацию новейшего пассажирского самолета Boeing 787 Dreamliner. Это произошло спустя сутки после аналогичного решения властей Японии. Причиной послужил ряд инцидентов, происшедших за последние полторы недели, с самолетами первых заказчиков — ANA и Japan Airlines. У нескольких из 17 Boeing 787 Japan Airlines в разное время произошли неполадки: загорелась аккумуляторная батарея, обнаружена утечка топлива и проблемы в тормозном механизме заднего шасси, а также во время одного полета на стекле в кабине пилотов образовалась трещина. ANA совершила вынужденную посадку из-за задымления в кабине пилотов. Обе компании остановили полеты Dreamliner до 25 января.
Сразу после заявления FAA его примеру последовало Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA), сообщило о прекращении полетов Dreamliner с целью "поддержания летной годности европейского воздушного флота". Запрет затронул только одного европейского перевозчика — польскую LOT, у которой два Dreamliner. Заместитель президента авиакомпании Томаш Бальцежак уже заявил о намерении потребовать компенсации от Boeing за простой самолетов в Чикаго и Варшаве.
По подсчетам японских перевозчиков, убытки от одного дня простоя могут достигать $1,1 млн. О приостановке полетов шести Dreamliner сообщила индийская Air India, остановила три своих самолета чилийская LAN. Затем аналогичные решения приняли Qatar Airways (пять Dreamliner) и Ethiopian Airlines (четыре).
В Россию полеты на Dreamliner выполняла JAL по маршруту Токио—Москва. Представитель московского офиса JAL сообщила , что самолет будет заменен на Boeing 777 и Boeing 767.
Российские заказчики Dreamliner, "Аэрофлот" и "Трансаэро", пока воспринимают ситуацию спокойно. В "Аэрофлоте" (заказал 22 Dreamliner) лишь "очень внимательно за ней следят". Поскольку первая поставка самолета намечена на 2016 год, к этому времени все проблемы должны быть решены, надеются в компании. В "Трансаэро" придерживаются похожего мнения, хотя должны получать самолеты раньше — в 2014 году.