21 декабря в переговорной комнате редакции журнала «Горячая линия. Туризм» искали ответы на очень злободневные вопросы. Как снизить риски турагента в условиях, когда выбор туроператоров стал напоминать игру на бирже? Можно ли оценить надежность поставщика по внешним признакам? Опасен ли сейчас франчайзинг? Тем самым журнал возобновил формат дискуссионных встреч, в ходе которых в процессе живого обсуждения актуальной темы с экспертами-практиками появляется материал для центральной статьи будущего номера.
Несмотря на предновогодние московские «пробки», приехать в редакцию и стать соавторами журнала согласились все пять приглашенных специалистов. Независимую розницу представляли директора двух агентств, входящих в Сеть ТБГ: Виктория Репина («Кариатида») и Анна Цицулина («ТриАтур»). С позиции франчайзи участвовал Юрий Григорьев («Орко-тур», партнер TEZ Tour), а Сергей Дельсаль («Дельсаль груп») выступил универсальными экспертом, так как имеет опыт работы и туроператором, и турагентом. Профессиональным взглядом на обсуждаемую тему поделилась также специалист-аудитор Мария Булатова («Ирма-Аудит»).
Разговор продолжался два часа. Свою работу турагенты сравнили с хождением по минному полю, на котором в роли миноискателя выступают знания директора ТА и его умение ловить тревожные сигналы, которые могут исходить от туроператоров. Это и смена банка-партнера или страховой компании, и проволочки с возвратом средств при перебронировании тура, и некомпетентность или хамство сотрудников. Конечно, как заметила Виктория Репина, агентствам хотелось бы опираться на цифры, конкретные показатели, позволяющие судить о надежности их партнеров. Однако даже при условии, что отчетность туроператоров будет публиковаться, трактовка этих данных, по словам, Марии Булатовой, затруднительна. Дело в том, что в туризме, в отличие от других отраслей, еще не создана система специальных коэффициентов и критериев, позволяющих дать верный «диагноз» финансовому состоянию компании. В этих условиях агентствам остается только больше общаться и «мониторить» информационный фон вокруг своих партнеров-туроператоров. «Я анализирую форум "Курилка" и остаюсь при своем мнении – это лучший индикатор», – резюмировал Юрий Григорьев.
Результаты «мозгового штурма» будут опубликованы в первом номере журнала «Горячая линия. Туризм» за 2011 год. А пока предлагаем вашему вниманию фоторепортаж.
Кстати, круглый стол – это не единственный вариант участия экспертов в подготовке статей. На днях редакция анонсировала конкурс «Как я провел…». Место для своей публикации в журнале может получить каждый специалист от туризма, который в ходе предстоящих новогодних каникул побывает в «шкуре» обычного туриста и останется недовольным полученным опытом. Подробнее об условиях конкурса читайте на форуме. |