Современная Турция по объему ВВП занимает 20-е место в мире. В общем-то, неплохой показатель. А какое место в экономике этой страны занимает ее малый и средний бизнес? На этот и другие вопросы ответила кандидат экономических наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, и.о. заведующего сектором Турции отдела Ближнего и Среднего Востока Наталью Ульченко.
– Наталья Юрьевна, для начала давайте определимся, какие предприятия Турции относятся к категории малого и среднего бизнеса?
– Может показаться странным, но единого определения этой группы предприятий в Турции нет. Дело в том, что, с одной стороны, в соответствии с инструкцией казначейства Турецкой республики от 17 октября 1995 года в качестве малых и средних следует рассматривать те предприятия, численность работающих в которых не превышает 100 человек. Эта группа малых и средних предприятий называется на турецком языке kucuk ve orta buyuklukte isletmer, что образует широко известную в стране аббревиатуру KOBI. С другой стороны, существует определение управления по внешней торговле Турции, которое в своем циркуляре от 6 января 1996 года в качестве малых и средних классифицировало предприятия с числом занятых до 200 человек. Но в любом случае статус малого и среднего предприятия тут может получить только фирма, занимающаяся производственной деятельностью. Сервисные предприятия лишены такого права. А следовательно, лишены и определенных форм государственной поддержки.
– Сколько же насчитывается в Турции предприятий, соответствующих рангу KOBI?
– Эта категория очень многочисленна. Такой вывод, наверное, может сделать любой, побывавший в Стамбуле и посетивший, в частности, торговый квартал Лялели, где в основном отовариваются наши предприниматели-челноки. Сам этот квартал с огромным количеством магазинов, лавок, мастерских, ателье позволяет судить о масштабности малого и среднего бизнеса этой страны.
– А что говорит по этому поводу турецкая статистика?
– Последние данные, которые предоставило Турецкое статистическое общество (официальная государственная организация, занимающаяся сбором и обработкой статистики Турции), свидетельствуют о том, что малые и средние предприятия составляют порядка 98% от всего количества турецких фирм и компаний. При этом подавляющее число малых и средних предприятий насчитывает от 1 до 10 человек. Т.е. по сути являются мельчайшим, как правило, семейным бизнесом.
– Чем же занимается турецкий малый и средний бизнес?
– Основная масса этого сектора экономики сконцентрирована в текстильной, кожевенной и деревообрабатывающей промышленности, в металлообработке.
– Скажите, пожалуйста, можно ли провести какие-то аналогии в развитии турецкого малого и среднего бизнеса и европейского?
– Можно. Я бы сказала, аналогии здесь напрашиваются сами собой. Так, турецкие малые и средние предприятия прошли в 1980-1990-е годы примерно такой же путь развития, что и европейские в 1930-1960-х.
– Чем же характеризовался этот этап?
– Прежде всего тем, что предприятия малого и среднего бизнеса развивались как предприятия вспомогательного производства. Вспомогательного по отношению к крупным фирмам и компаниям. А иногда и в кооперации с ними.
Руководство Турции на всех этапах развития страны так или иначе поддерживало малый и средний бизнес. Однако решающим фактором, побудившим правительство оказать действительно существенную помощь малому и среднему сектору своей экономики, стало не столько их экономическая значимость, сколько желание правящей верхушки этой страны интегрироваться в Евросоюз. Неслучайно переломным моментом в системе поддержки малого и среднего предпринимательства Турции стал 1990 год.
– Почему именно этот год стал для малого и среднего бизнеса Турции столь позитивным?
– Дело в том, что в 1987 году Турция изъявила желание стать полноправным членом Евросоюза.
В этом же году она получила отказ. Это во многом подтолкнуло правительство страны приложить все усилия для поддержания своего малого и среднего бизнеса.
– А при чем тут малый и средний бизнес?
– Дело в том, что от Турции для вступления в Евросоюз требовался подъем уровня конкурентоспособности турецкой промышленности. А малый и средний бизнес этой страны был как раз наименее адекватен этим требованиям. По статистике крупные предприятия Турции отвечают требованиям европейской конкурентоспособности на 50%, средние – на 40%, а малые – на 29%. Неудивительно, что именно малый бизнес нужно было более других подготовить к интеграции Турции в ЕС. Наряду с этим очень важную роль сыграл сам европейский подход к роли малых и средних предприятий, который также надо было перенимать турецкому правительству от своих европейских коллег. А согласно европейскому взгляду, малые и средние предприятия – это основа социальной стабильности общества, это определенное связующее звено между крупным предпринимателем и наемными работниками. К тому же развитие малого бизнеса – это создание новых рабочих мест, на что тоже пристальное внимание обращают в Евросоюзе. Именно по всем этим причинам Европа давно уже перешла к активной поддержке малого бизнеса. И такое же отношение к малому бизнесу надлежало сформировать и Турции.
Итак, в 1990 году в Турции, под влиянием европейских стандартов, при министерстве промышленности и торговли было создано управление по поддержке и развитию малой и средней промышленности, известное под аббревиатурой KOSGEB. Целью этой организации стало решение технологических и экономических вопросов малых и средних предприятий, подъем технологического уровня их производства, повышение качества производимой ими продукции и повышение их конкурентоспособности. Для достижения этих целей KOSGEB предоставляет малым и средним предприятиям самые разные виды услуг – от становления производства до реализации продукции.
– Можно перечислить основные виды услуг, предоставляемые организацией KOSGEB предприятиям малого и среднего бизнеса?
– Безусловно. Это:
* информационное обслуживание и обеспечение доступа к международным информационным сетям;
* промышленный маркетинг и консалтинг;
* подготовка кадров;
* содействие развитию экспорта;
* инициирование создания и проектирования организационных и промышленных зон.
Руководство KOSGEB осуществляется на уровне высших государственных чиновников. Финансируется объединение в основном за счет средств государственного бюджета. KOSGEB в ряде университетов страны создало целую систему центров совершенствования технологий, которые могут быть полезны малым и средним предприятиям. Кроме того, им создана сеть лабораторий, в которых владельцы малых и средних предприятий могут получать информацию о соответствии своей продукции международным стандартам качества. KOSGEB оплачивает до 100% расходов, связанных с арендой выставочных площадей, транспортировкой грузов и уплатой таможенных пошлин малым фирмам-производителям, участвующим в международных ярмарках.
Особую заботу турецкого правительства вызывают те товары, которые идут на экспорт.
– В чем же тут проблема? Многие считают турецкие товары вполне приличными.
– Они действительно неплохи по своим потребительским качествам. Проблема в том, что турецкие товары – это товары невысокой технологической сложности и низкой добавленной стоимости. Именно это делает их достаточно дешевыми. Цель же турецкого правительства – переход к экспорту более сложных изделий, которые могли бы сравняться с импортируемыми.
– На подъем любого, в том числе малого и среднего, бизнеса нужны кредиты. Желательно льготные. Кто предоставляет их турецким предприятиям?
– В первую очередь – это Турецкий народный банк и Экспортно-импортный банк Турции. Кроме того, активно используются возможности Всемирного банка и Исламского банка развития. Существуют у Турции и соглашения с банками Евросоюза (особенно активны здесь финансовые структуры Италии и Германии) по льготному финансированию турецкого малого и среднего бизнеса.
– А как проявляют себя на ниве малого и среднего бизнеса турецкие женщины?
– Практически никак. Ведь в Турции всего лишь несколько лет назад был отменен закон, по которому каждая женщина, желающая устроиться на какую-либо работу, должна была обзавестись справкой от своего мужа о том, что он не возражает, чтобы его жена выполняла определенный вид работ на определенном предприятии. Конечно, существует так называемая элита турецкого общества. Принадлежащие к ней женщины получают университетское образование и потом многие из них трудятся по специальности. Но это можно назвать исключением из общепринятых в Турции правил. В основном в турецком обществе продолжает сохраняться низкая вовлеченность женщин в экономику страны. Даже в таких, казалось бы, женских профессиях, как парикмахер, продавец, официант, повар практически невозможно встретить женщин. Везде, за редким исключением, работают мужчины. А ситуацию, чтобы женщина занималась, например, ремонтными или дорожными работами, в Турции можно назвать лишь анекдотичной. Естественно, при таком общественном «раскладе» говорить о существенной роли турчанок-предпринимательниц в бизнесе страны даже не приходится, сообщает businesspress.ru.