Экономист доктор Бурчу Айдын написал статью для сайта economist.com, в которой анализирует перспективы улучшения инвестиционного климата в Турции. В статье рассматриваются основные направления реформ и их соответствие задачам привлечения капитала.
История и текущая ситуация
В 2001 году, в рамках реформ, поддерживаемых МВФ, в Турции был создан Координационный совет по улучшению инвестиционного климата (YO?KK). Его цель — упростить бюрократические процедуры и повысить координацию между государственными органами для привлечения инвесторов.
Система YO?KK успешно функционировала в начале 2000-х, но после 2010 года её эффективность снизилась. После выборов 2023 года совет был возрождён. Однако планы действий на 2024–2025 годы доступны на официальных сайтах, а архивы за последние 25 лет отсутствуют.
Как улучшить инвестиционный климат?
По данным Всемирного банка, для устойчивого улучшения инвестиционного климата необходимы независимые институты, правовая определённость, административный потенциал, качественное управление и развитая цифровая инфраструктура.
Ключевым фактором доверия инвесторов является эффективное управление, включающее верховенство закона, борьбу с коррупцией, последовательную политику и предсказуемость.
К сожалению, за последние 15 лет Турция потеряла позиции в этих областях, уступая даже Китаю и Саудовской Аравии, которые традиционно не славились высоким уровнем государственного управления.
План действий YO?KK на 2025 год
План на 2025 год направлен на улучшение инвестиционного климата, но не уделяет должного внимания управлению.
Министерство юстиции разрабатывает три инициативы: приведение законодательства о защите данных в соответствие со стандартами ЕС, укрепление системы судебных экспертов и расширение альтернативных способов разрешения споров. Хотя эти меры важны, они не решают проблему системного управления.
В сфере государственных закупок, часто критикуемой за непрозрачность, план предлагает меры предосторожности, но не предлагает серьёзных реформ. Упоминаются цифровизация, инновации и устойчивое развитие, но конкретные шаги не обозначены.
План сосредоточен на трёх ключевых направлениях: устойчивое развитие, цифровая трансформация и промышленная политика.
Экологическая трансформация включает создание национальной таксономии, внедрение системы компенсации выбросов углерода, приведение в соответствие с экологическими стандартами ЕС и расширение экологической сертификации. Обсуждается введение платы за выбросы углерода, но конкретные меры не указаны.
Цифровая трансформация направлена на сквозную цифровизацию инвестиционных процессов, новые стратегии в области данных и облачных технологий, пересмотр национальной стратегии в области искусственного интеллекта, упрощение создания бизнеса в цифровом формате и расширение инфраструктуры оптоволоконной связи и 5G.
Промышленная политика фокусируется на расширении организованных промышленных зон, создании энергетических регионов и разработке отраслевых дорожных карт. Особое внимание уделяется развитию "зелёного" водорода и технологий 5G с целевым финансированием через банки развития.
Улучшится ли инвестиционный климат в Турции? Это зависит от того, что понимать под "улучшением".
С точки зрения технического обновления, цифровых инструментов и устойчивого развития, план предлагает многообещающие шаги. Однако ключевые реформы, такие как верховенство права, институциональная независимость и последовательная экономическая политика, остаются нереализованными.
Как отмечает доктор Айдын, Турция стремится к быстрым и неконфликтным решениям. Однако инвесторы, особенно долгосрочные, будут задавать более серьёзные вопросы. В новую глобальную эпоху "мягкая сила" и сильные институты не всегда идут вместе.
Таким образом, инвестиционный климат в Турции балансирует между амбициями и реальностью.