Ситуацию в Московском районе Бирюлево обсуждали московские власти. Об оперативных мероприятиях речь шла на заседании правительства Москвы, а об общественном и законодательном контроле - на слушаниях в Мосгордуме. Корреспондент радио "Вести ФМ" Ольга Беляева выслушала представителей законодательной и исполнительной властей.
В настоящее время в Бирюлеве действует оперативный штаб и регулярно проводятся народные сходы, на этот раз - мирные. Как показали недавние беспорядки, камнем преткновения давно является плодоовощная база - ЗАО "Новые Черемушки", где, по выражению властей, нарушен баланс интересов мигрантов и коренных жителей. На это указал депутат Мосгордумы от этого региона Олег Бочаров: "Проблема Бирюлево Западное и проблема вчерашнего дня - район анклавный, находится в окружении промзон. За последние 15 лет эта нелегальная экономика, я ее так назову, создавала активное напряжение. Промзона занимает территорию в 2,5-3 раза больше, чем сам район.
Естественно, нелегальные трудовые мигранты после того, как зарабатывали более-менее серьезные средства, пытались переместиться в сам район для лучшего проживания". На территории злополучной овощебазы, которую прозвали город в районе, проживает, по некоторым данным, в два раза больше мигрантов, чем в Бирюлеве жителей. За 15 лет ее существования на ней сделаны немалые деньги, которые ушли в страны ближнего зарубежья. А вот отправить туда нелегальных обитателей ЗАО "Новые Черемушки" не так просто. Проблема в том, отмечали представители ФМС, что у ведомства единственный центр миграции на 400 мест, в то время как только на одной Бирюлевской базе задержали полторы тысячи человек, триста из которых - нелегалы. Их по закону надо депортировать. Депутат Евгений Герасимов предложил оригинальный способ: "Раньше у нас, по крайней мере, когда задерживали нарушителя, были 15 суток, и он отрабатывал на государство. Я считаю, что надо отправлять туда этих людей, незаконных мигрантов, чтобы они отрабатывали те деньги, за которые их потом будут отправлять на родину. Пусть работают, пусть шпалы кладут".
Горячо обсуждалась роль диаспор: они помощники властей или саботажники, помогают соотечественникам вписаться в социум или укрывают нелегалов? И то, и другое, рассказала член Общественной палаты Мария Котовская: "Диаспоры разные. Есть диаспоры (давайте говорить откровенно) "прикормленные", и диаспоры, которые живут своей жизнью. Как раз эти диаспоры и поставляют нам тех людей, которые участвуют и во всяких несанкционированных мероприятиях, и нарушают. С ними очень сложно работать. Приезжие должны вписываться в общественную и культурную жизнь общества. Так-то оно так.
Но порой здесь возникает трудноразрешимая проблема, замечает депутат Александр Семенников: "Ненормативная брань в адрес одного россиянина от другого воспринимается если не нормально, но не вызывает тяжких последствий. А приезжие, выросшие в тех районах, где слово считается достаточно серьезным оскорблением, к сожалению, готовы вытащить нож, оружие и за эту же самую нецензурную брань отомстить вплоть до причинения тяжких телесных повреждений или убийства". Среди предложений депутатов наиболее настойчиво прозвучало требование ввести визы для трудовых мигрантов, а один законодатель предложил вернуть в Уголовный кодекс статью о тунеядстве. И тогда, по его мнению, 39 миллионов российских безработных вытеснят гастарбайтеров с территории страны.