До сих пор российский туристический рынок сталкивался со случаями продажи неподтвержденной авиаперевозки только на чартерные рейсы. Похоже, этой «болезнью» заразилась и компания TAP Portugal. Как минимум, с апреля текущего года она продает билеты на четыре дополнительных рейса Лиссабон – Москва, которые до сих пор не согласованы с «Трансаэро», вторым назначенным перевозчиком этого направления. Более того, с туроператорами подписаны договоры на реализацию блоков мест. Рейсы были заявлены с 19 июня.
TAP Portugal летает в Лиссабон пять раз в неделю. Весной этого года авиакомпания объявила, что с 19 июня будет выполнять еще четыре еженедельных рейса – два в воскресенье и два во вторник, начала продавать билеты и настоятельно рекомендовала туроператорам взять на эти дни блоки мест. По информации RATA-news, места взяли компании «Атлантика тур», «Ванд», DSBW, «Интурист», «Квинта», «Нева». При этом представители TAP Portugal утверждали, что никакого согласования не требуется, поскольку авиакомпания является назначенным перевозчиком направления. Туроператоры сомневались – скандалов по аналогичным поводам на рынке было уже достаточно.
В связи с многочисленными обращениями турфирм, предлагающих туры в Португалию, Российский союз туриндустрии 16 июня обратился в Росавиацию за разъяснениями. В письме были заданы такие вопросы: должна ли авиакомпания TAP Portugal получить разрешение Росавиации на выполнение дополнительных рейсов по 2 и 7 дням недели, начиная с 19 июня 2011 г.; получено ли авиакомпанией такое разрешение; имеет ли право авиакомпания продавать авиабилеты и подписывать договоры на реализацию блочных мест с туроператорскими компаниями, если у нее нет разрешения на выполнение рейсов.
Уже на следующий день в РСТ пришел ответ заместителя руководителя Росавиации Олега Клима, в котором говорилось: «Согласно действующим положениям аэронавигационного сборника информации АIР RU Gen 1.2. международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются только на основании выданных разрешений в соответствии с условиями, указанными в международных договорах Российской Федерации, в том числе договоренностях авиационных властей. Авиакомпания ТАР Роrtugal получила разрешение на выполнение регулярных рейсов ТАР 592/593 по 1 и 6 дням недели, ТАР 594/595 по 3,4,5 дням недели в летний период до 29 октября 2011 года. Указанные в вашем запросе 2 и 7 дни не подтверждены. Ответственность за продажу авиабилетов и подписание договоров на реализацию блочных мест с компаниями-туроператорами без наличия разрешения на выполнение рейсов несет авиакомпания».
Примечательно, что эту информацию туроператоры получили от РСТ – еще в пятницу 17 июня. Сам португальский перевозчик электронное письмо об отсутствии у него разрешения, в том числе на воскресный рейс, разослал только в понедельник 20 июня. А операторы в прошедшие пятницу и субботу спешно пересаживал клиентов на другие рейсы. «Естественно, изменение даты вылета совсем не радует туристов, которые планировали отправиться в Португалию в прошедшее воскресенье, так что нам приходится выслушивать немало «приятных» слов, – рассказала RATA-news руководитель компании «Соцздрав» Татьяна Попова. – Мы предъявили претензии оператору, у которого бронировали туры, но оказалось, что и он только 17 июня узнал об отсутствии разрешения у TAP». Вот так авиакомпания подставила и своих партнеров, и пассажиров.
Собирается ли «Трансаэро» – второй назначенный перевозчик направления – согласовывать дополнительные рейсы, это дело второе. Туроператоры никакой необходимости в этом не видят. По мнению коммерческого директора компании «Валтекс-тревел» Елены Гурковой, пяти рейсов в неделю абсолютно достаточно для удовлетворения спроса на Лиссабон. Так что, вольно или нет, отсутствие у TAP Portugal разрешения на дополнительные частоты помогло оптимизировать перевозку.
Любопытно, что в расписании TAP до сих пор значатся неподтвержденные рейсы, в частности, на 3 и 10 июля. Как сообщил RATA-newsсоветник руководителя Росавиации Сергей Извольский, ведомство направит письмо авиационным властям Португалии относительно программы полетов, запланированной TAP Portugal без согласования с назначенным перевозчиком со стороны России и без наличия разрешения на выполнение заявленных рейсов.